Сейчас, когда страсти вокруг Олимпиады немного улеглись, самое время оценить ситуацию и ответить на вопрос, почему наша СЕВЕРНАЯ страна в ЗИМНИХ Олимпийских играх показала себя не лучшим образом? Мне кажется, беда нашего менталитета в том, что у нас вечно «двоится» в глазах, как и у нашего пресловутого орла. Вот и со спортом так. Одни говорят, что спорт должен развиваться на почве бизнеса, другие — что на почве патриотизма. Как показала Олимпиада, от «изнасилования» бизнеса патриотизмом медалей не прибавляется. Так что придется искать другой путь. И тут за примерами далеко ходить не надо. В нашей же области можно найти самоотверженных тренеров, которые не щадя себя воспитывают будущих олимпийцев.
С одним из таких тренеров я встретилась как раз в дни, когда весь народ переживал олимпийские страсти. Встретились мы с Виктором Васильевичем Масловым в его доме, еще не до конца достроенном. Посреди избы топилась печка, у стенки, под лестницей, рядком стояли детские лыжи, а на лестнице — детские лыжные ботинки.
— Это чьи? — удивилась я. — Все ваши?
— Нет, ребятишек, — объяснил тренер. — Сейчас занятия начнутся, они здесь переоденутся и пойдут на тренировку.
Вошла жена Маслова, Валентина Васильевна, тоже тренер по лыжам. Один за другим входили мальчишки, негромко переговариваясь, переобувались, брали лыжи и выходили.
— Лыжная база закрыта, — объяснил Виктор Васильевич, — а тренироваться-то надо…
У меня сердце оборвалось! До чего же мы дошли, если тренеры вынуждены лыжную базу устраивать в своем доме?! Валентина Васильевна Маслова повела ребятишек на тренировку, а Виктор Васильевич рассказал, как дошел до жизни такой.
— В Богашево нас пригласил лет двадцать назад Виктор Петрович Грибов, главный инженер ОПХ имени Сидоренко, сам мастер спорта по десятиборью. Он и поставил тогда задачу — вывести богашевскую команду в передовые. Нам дали квартиру, была построена лыжная база. Тогда уже проводились «Снежные узоры», и базы строились по всему району. А надо заметить, что конкуренция была очень жесткая, на лыжи тогда вставал каждый, ведь почти у всех они были.
Мои первые ученики, 70-х годов рождения, Андрей Тишаев, призер Томской области, Надежда Точилко, которая выполнила норму мастера спорта по биатлону. Надя с братом Андреем по просьбе их отца тренировались у нас, оба — чемпионы области, выходили в финал первенства России по лыжам среди юношества. Надежда ездила на первенство России. Еще занималась у нас Рая Грехова из Лучанова.
Потом пошли ребята 80-х годов рождения: Лариса Власова, Володя Лактионов — оба неоднократные чемпионы и призеры областных соревнований, Александр Лысенко, Данила Огнев, которые тоже выигрывали первенство области, выступали и на российских соревнованиях. Лысенко на финале России был двенадцатым.
Только набрали ребятишек и они начали давать первые рекорды — тут 90-е годы! На победы они оказались самые нищие. Паша Лысенко был очень ярким, талантливым спортсменом, но финансовое положение в области было таким, что никого не отправляли на соревнования. И талант моего ученика оказался невостребованным. Кроме того, такой вид спорта, как биатлон, предполагал наличие оружия, а у нас его и приобрести было не на что и хранить негде. Я сам биатлонист, участвовал в свое время в спартакиаде народов России.
Когда мои ребята, которые приносили победы, Огнев, Лысенко и другие, остались без соревнований, и спорт практически замер, я хотел уйти с этой работы, и даже ушел на некоторое время. Просто не мог им в глаза смотреть…
Вот такая исповедь от человека, который всю трудовую жизнь посвятил детскому и юношескому спорту. Но для тех, кто тешит себя воспоминаниями о советском спорте, упакованном гламуром патриотических песен, приведу и другую исповедь. Мой дядя Миша в начале 70-х был подающим надежды лыжником, выигрывал областные соревнования, региональные первенства. Когда он в очередной раз вернулся победителем, мы начали его поздравить.
— А с чем поздравлять-то? — невесело усмехнулся дядя Миша. — Бежал за чужую команду, под чужим номером и под чужим именем…
Не знаю, почему так происходило, могу предположить, что в нашем государстве традиционно в спорте во главу угла ставилась не личность спортсмена, а то общество, которое спортсмена выдвигало. В 60-е годы вышла даже какая-то сатирическая комедия, где высмеивалась ситуация, когда целая хоккейная команда выступала за чужое спортивное общество и под чужими фамилиями.
Если же вспомнить о лыжном спорте в Томске, то, по сути, он появился тогда, когда Егор Лигачев (как бы кто сегодня к нему не относился) волевым решением поставил на лыжи весь обком, а вслед за этим встали на лыжи и все остальные — от чиновника до учителя. И томские звездочки уже побеждали под своими именами, строились лыжные базы, расцветали и множились детские спортивные школы, приходили талантливые тренеры… Не благодаря, увы, системе, а благодаря воле и желанию одного руководителя. И это очень грустно, когда не общественная система, а сильная личность решает, какой спорт и в каких масштабах должен развиваться в регионе. А в нынешней ситуации — выходит, одна партия?
При таких традициях, как скоро наши спортсмены окажутся на олимпийском пьедестале?
Юлия Струкова, Новости в Томске
|