Всего неделя остается до начала всероссийских лыжных соревнований на призы газеты «Пионерская правда». Татьяна Секридова встретилась с Альбертом Леонидовичем Вахрушевым, известным специалистом, много лет проработавшим в министерстве спорта СССР, в управлении лыжных гонок, возродившим эти детские соревноания, и побеседовала с ним о развитии детского спорта в нашей стране и о предстоящих стартах. - Это правда, что в этом году снова всероссийские детские соревнования на призы газеты «Пионерская правда» оставляют без государственного финансирования?
- Абсолютная правда, уже второй год на проведение финальных соревнований в наших спортивных организациях на лыжные соревнования в Ижевсе не могут найти денег. Ничего не объясняя, говорят, что денег нет. В прошлом году в министерстве спорта ссылались на кризис и предлагали провести финансирование через другие организации: мол, пусть финансирует сама «Пионерская правда», «Спортивная жизнь России», которую возглавляет Ирина Роднина, федерация лыжных гонок, а у министерства денег нет... Первый возрожденный турнир был профинансирован практически полностью, только дорога оплачивалась за счет командирующих сторон. И два года мне обещали, что лыжные состязания на призы «Пионерской правды» подключат к финансированию от «Единой России». Но этого так и не случилось. Спасибо, хоть писали письмо-обращение в отделение Газпрома Удмуртии организовали, и те устанавливали личные призы и подарки юным лыжникам, отличившимся на дистанциях.
- Но разве общеобразовательные школы, которые участвуют в этих соревнованиях, могут оплатить выезды детей на соревнования?
- Нет, конечно. Надо искать спонсоров, либо возлагать очередную ношу на родительские плечи и кошельки… В прошлом году в министерстве спорта мне поставили условия: обязательно провести окружные отборочные соревнования, иначе не выделят средств на финал в Ижевске. Округа мы провели, а денег на финал так и не дали.
- Во времена моего детства, в 70-е годы, в 131-й московской школе, где я училась, была очень сильная лыжная команда, мы выигрывали по нескольким возрастам городские отборочные соревнования и выезжали на всесоюзный финал в Сыктывкар. И, насколько я помню, и отборочные соревнования, и финальные были самыми массовыми детскими лыжными стартами в СССР. Да и многие именитые лыжники начинали свой путь в большом спорте именно с этих соревнований…
- Прославленная Галина Кулакова впервые вышла старт этих соревнований в феврале 1964 года. Галина Алексеевна рассказывала, что председатель колхоза выделил школьникам лошадь с санками-повозкой, учитель физкультуры сложил в них все лыжи, сумки и они отправились на соревнования пешком, вслед за повозкой - больше 25 км отмахали. А потом еще и стартовали… И свои первые медали Галина Кулакова выиграла именно там. Знаменитый биатлонист Александр Тихонов выиграл «Пионерку», даже помнит точную дату этого события – 12 февраля 1959 года. Олимпийская чемпионка, конькобежка Лидия Скобликова начинала свою спортивную карьеру в лыжных гонках на этих же соревнованиях.
- А кто в советские времена проводил эти соревнования и финансировал? И были ли какие-то проблемы с их проведением?
- Тогда никаких проблем не было: все средства на их проведение выделялись управлением зимних видов спорта Госкомспорта. И проводились они, начиная от классов, школ, районов, до региональных и всесоюзных стартов. Со всех территорий нам присылались отчеты и протоколы. И уже потом мы вызывали школьников на финалы в Сыктывкар. А помогали в проведении этих соревнований серьезной шефской работой, подарками и призами комсомол и министерство просвещения, поскольку в состязаниях участвовали школьники. Они организовывали досуг ребятам в свободное от соревнований время. Так что время на этом турнире проводилось с большой пользой, включая в себя и спорт, и отдых, и веселье, и культурную программу. И от желающих поучаствовать не было отбоя. В 1983 году даже был зарегистрирован рекорд – в соревнованиях на призы «Пионерской правды» приняло участие около 5 миллионов школьников!
- А сколько лет длился перерыв, когда эти школьные соревнования не проводились?
- 23 года! И вот за эти 23 года мы весь свой лыжный резерв и подрастеряли. Когда у меня появилась идея восстановить соревнования, я съездил в редакцию и узнал, что газета двумя руками «за». Подготовили письмо-предложение и с ним, осенью 2006 года, я пришел к Логинову, президенту федерации лыжных гонок России. На словах Логинов был согласен, состоялась его встреча с главным редактором газеты, во время которой я предложил подготовить письмо на имя тогдашнего министра по спорту Вячеслава Фетисова. Логинов эту идею не поддержал, мол, сначала надо этот вопрос детально проработать. И позвонил Кубееву, который отвечал за финансирование сборных команд и тот сходу заявил, что у него свободных средств нет. Хотя я сразу предупредил, что надо звонить в массовый отдел, а не посягать на деньги сборных команд. Тогда перезвонили Дмитриевой. Но и та предложила провести эти старты в рамках «Лыжни России», хотя это совсем другие соревнования. Там участвуют детские спортивные школы, а здесь – общеобразовательные… «Пионерка» направлена на школьный спорт, чтобы заинтересовать учителей физкультуры, директоров школ в первую очередь. А они уже потом будут подпитывать и спортивные школы перспективным резервом. Тем не менее, мне было предложено привезти к ней Положение о соревнованиях для изучения. В октябре 2006 года она взяла у меня этот документ, а в мае 2007 вернула, даже не посмотрев… Год пролетел впустую. Но я закрутил все по новой. Снова пришел к Логинову, уговорил-таки его подписать письмо к Фетисову. И министр поставил резолюцию «включить» эти соревнования в смету. И только в 2008 году удалось дать новую жизнь соревнованиям на призы газеты «Пионерская правда». Ну а в 2009 году все та же г-жа Дмитриева, ссылаясь на кризис, заявила, что финансировать школьные лыжные соревнования не на что, и выделила небольшую сумму денег только на орграсходы. С такой же ситуацией мы столкнулись и в этом году… Хотя на другие турниры, гораздо более дорогие, такие как «Золотая шайба», деньги всегда находятся. И в этом году я вынужден был сократить количество региональных отборов, чтобы желающие выступить на финале сэкономили деньги и смогли приехать в Ижевск.
- Неужели в министерстве спорта не понимают, что без массового детского спорта мы не сможем подготовить резерв для юниорских и взрослых национальных команд? И мы придем к еще более плачевным результатам, чем имели на Олимпиаде в Ванкувере…
- Похоже, что об этом давно никто не думает. Иначе бы у нас во всех школах были обязательными уроки физкультуры в снежный период, всячески поддерживались бы школьные спортивные команды, не умирали бы детские спортивные школы и тренерам платили более-менее приличную зарплату. Я уже много раз говорил и в федерации лыжных гонок, и в министерстве спорта, что пора разработать стратегию развития детского спорта. Особенно это актуально в лыжах, в наше национальном виде спорта, в котором Россия была традиционно сильна.
- Уже известно, каким будет региональное присутствие на нынешних стартах в Ижевске?
- О, звонков очень много: из Архангельской области, из кемеровской, из Рязани, из Новгорода, из Красногорска, из Бологого, из республики Коми… Ведь проблема в том, что уже несколько лет для детей младшего возраста у нас в стране не проводится никаких соревнований такого уровня. Разве только Праздник Севера школьников. А в советские времена проводилось даже первенство СССР… И формировалась юношеская сборная СССР для централизованной подготовки. У норвежцев в лыжном спорте, к примеру, разработана очень интересная система работы с детьми. Вся Норвегия разбита на 19 провинций. И по всей стране работает 5-ступенчатая система подготовки тренерских кадров и проведения соревнований. Только в соревнованиях по спринту у них участвует дети с 10 лет и до юниорского возраста – полторы тысячи человек в один день! Соревнования длятся в течение 5 часов. И они этой системы придерживаются с 1969 года. То есть, через нее прошло уже несколько поколений лыжников. И соответственно, расписано, какой ступени подготовки с какой командой по уровню имеют право работать те или иные тренеры. И наука работает с ними постоянно бок о бок.
- Вы ведь долгие годы проработали в министерстве спорта. И не понаслышке знаете, какой мощной у нас была спортивная наука и медицина?...
- Это точно. А еще была очень мощно развита система информационного обеспечения, которая работала во ВНИИФКе (Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры – прим. авт.). Информационный центр (он имел целый штат переводчиков с разных языков) по зарубежным каталогам выписывал со всего мира методические материалы о подготовке спортивных резервов, работе в детском спорте, о медицинском обеспечении. И все эти переводные разработки получал председатель спорткомитета СССР, его заместители, начальники управлений по видам спорта, главные и старшие тренеры национальных команд. А еще рассылались материалы по всей территории СССР. И любой специалист, желающий повысить свой профессиональный уровень, имел доступ к этим разработкам. А еще все федерации делегировали в этот центр в качестве консультантов своих специалистов. И каждую неделю выходила новая методическая книжка. И, естественно, обобщался опыт всесоюзный, издавались разработки ведущих советских тренеров. Теперь у нас в стране такой службы нет. И, соответственно, никаких новых методических разработок… Сейчас не обходится ни одного методического совещания, ни одной конференции без вопроса: где взять методическую литературу? Особенно она необходима молодым специалистам. В этом плане у нас многолетний голод.
- Но это далеко не единственная проблема, связанная с функционированием детских спортивных школ. Слава богу, там еще остались опытные специалисты. Но им не дают возможность работать: проблемы с инвентарем, с детскими оздоровительными лагерями, я уж не говорю про подготовительные сборы…
- Абсолютно точно. Я встречаюсь со многими директорами спортивных школ и знаю, как стонут они от нынешней системы финансирования. И все из-за того, что теперь у нас снабжение ДЮСШ происходит на конкурсной основе. И это наносит детскому спорту просто колоссальный вред. Это означает, что все выделенные для них средства распределяются не между школами, а между посредническими организациями, которые на конкурсной основе призваны обеспечивать их и спортивным инвентарем, и оздоровительными лагерями… Благодаря этому получается так: если раньше ДЮСШ могла вывозить в летний оздоровительный лагерь 400 детей, то сейчас только 100, и то частично оплачивают этот лагерь родители. А с инвентарем просто смех. Например, в Московском спорткомитете есть теперь специальная служба, которая обеспечивает ДЮСШ инвентарем. У меня брат работает директором Тушинской ДЮСШ, в которой есть отделения лыжных гонок и гандбола. Оба отделения очень сильные, из них вышли многие известные спортсмены. Так вот, звонят ему из московского спорткомитета и говорят: мол, приезжайте за инвентарем. Приезжает – а ему выдают две пары хоккейных ворот… Зачем? Почему? Или, Метельский из 81-й Бабушкинской СДЮШОР(оттуда вышли Крюков, Панжинский), приезжает за лыжами по 12 тысяч рублей стоимостью, а они оказываются ширпотребом для туристов… Получается, что стоящие у кормушки распределители абсолютные непрофессионалы. А школам дать деньги, чтобы они сами приобрели именно то, что сейчас необходимо для подготовки детей – боятся: а вдруг они не на то потратят… Ей богу, смешно. Тем не менее, с этими тендерами у нас получается двойная, а то и тройная плата лишних денег. А до детей ничего не доходит.
- А фирма, которая занимается организацией отдыха, выбирает такие лагеря и базы, где нет никаких условия для специализированных тренировок лыжников или конькобежцев и т.п. Я уж не говорю про то, что резко уменьшается количество детей, которых можно было бы в эти лагеря вывести. Происходит абсолютно распыление средств.
- Мне все это очень хорошо известно, потому что мои дети тренируются в ДЮСШ №102, которая, начиная с 50-х годов, имела лыжную базу в Серебряном бору. Я сама выросла в этой школе, и за годы ее существования было подготовлено немало мастеров спорта, мастеров международного класса, чемпионов России и СССР. Примерно пять лет назад Мосдачтрест отобрал у детей лыжную базу (земля-то в Серебряном бору дорогая, и дачные коттеджи там высоко ценятся), и все это время юные лыжники переодеваются на тренировках под открытым небом и в снег, и в дождь, и в лютую стужу. Ни зимних, ни летних лагерей нет уже несколько лет, гоночные лыжи даются в очень ограниченном количестве, простых лыж тоже нет, также как нет ни палок, ни ботинок, а для летней подготовки лыжероллеры все разбитые… Во времена моего спортивного детства и юности мы практически все лето проводили в спортивных лагерях. А еще нас собирали на спортивные сборы, как сборную команду Москвы, нам выдавали спортивную форму, инвентарь, мы выезжали на различные зональные и региональные соревнования, на матчевые встречи… Лыжная жизнь бурлила… Больше того, я помню, мне, как члену сборной команды Минпроса (раньше министерства просвещения, сейчас это «Юность»), в то время, когда не было спортивных сборов, выдавались для усиления питания – талоны, по которым можно было либо поесть в хорошей столовой, либо отоварить их продуктами.
- Правильно, тогда работала система по подготовке резерва юных лыжников. Сейчас ничего этого нет. Больше того, некоторые «специалисты» лоббируют закон о переведении всех ДЮСШ на самоокупаемость! Вот будет смеху-то! Можно говорить о самоокупаемости в фигурном катании, в большом теннисе, горных лыжах, но никак не в таких массовых видах спорта как лыжи, беговые коньки… В этих видах спорта никогда не было сильно состоятельных родителей, которые могли бы оплачивать тренировки своих детей. Наоборот, здесь всегда пробивались дети из малообеспеченных семей, из далеких и полунищих глубинок… И в лыжных спортшколах всегда детей обеспечивали всем необходимым для тренировок… Потому и была высокая массовость. В свое время я тринадцати школам по России помог бесплатно получить пластиковые лыжи «Карху» с Балабановской фабрики. В свое время меня туда Вячеслав Веденин привел. И, казалось бы, чего проще федерации лыжных гонок взять, да и поставить на поток обеспечение такими лыжами и ДЮСШ, да и общеобразовательные школы, чтобы дети, которым родители не в состоянии купить лыжи, могли брать и посещать на них школьные уроки физкультуры… Так нет. У нашей федерации до этой низкой работы руки не доходят. Они все больше о высоких спортивных результатах думают, которые теперь нам уже почти и не снятся.
Интервью провела Татьяна СЕКРИДОВА, http://www.veselovs.ru/inter5.html
|