Анна Козина Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4370 от 23 мая 2007 г. Процесс принятия нового закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" идет своим чередом. В ноябре 2006 года прошли парламентские слушания, в декабре - первое чтение. Документ был принят концептуально, но с необходимостью внесения ряда поправок. Подготовкой законопроекта ко второму чтению занялась специальная Рабочая группа, созданная по решению Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи. О ходе работы и ее результатах корреспонденту "РГ" рассказал заместитель председателя комитета Ильдар Гильмутдинов. Российская газета - Ильдар Ирекович, кто вошел в состав Рабочей группы? Ильдар Гильмутдинов - В наших заседаниях участвовали разработчики законопроекта из Федерального агентства по физической культуре и спорту, представители Олимпийского комитета России, депутаты Госдумы, сенаторы Совета Федерации. Но Рабочая группа действовала в открытом режиме. Все заинтересованные лица могли выступить с предложениями. Периодически это делали Российский футбольный союз, Стрелковый союз России, Всероссийская федерация легкой атлетики, ДСО "Спортивная Россия", спортивное общество "Динамо", Российский студенческий спортивный союз. Конечно, их поправки не имели юридической силы. Но Рабочая группа их внимательно изучала, рассматривала, разумные обличала в форму законопроекта. И в виде поправок их уже вносили субъекты законодательной инициативы - в первую очередь депутаты, сенаторы и региональные законодательные собрания. РГ - Еще на парламентских слушаниях по поводу законопроекта была высказана масса замечаний и дополнений. Сколько же официальных поправок вы внесли перед вторым чтением? Гильмутдинов - Срок внесения поправок закончился 15 мая. К тому моменту в папке Рабочей группы находилось 350 поправок. Всего же было предложено более 400 поправок. Но часть из них была отозвана авторами, так как они согласились с мнением Рабочей группы, что эти замечания не соответствуют концепции законопроекта. РГ - В чем причина? Гильмутдинов - К сожалению, многие мои коллеги хотят собрать в данном законе все, что только можно. Такой подход был справедлив лет десять назад, когда существовал лишь старый закон о спорте и другими нормативными документами спортивная отрасль не регулировалась. С тех пор очень многое поменялось. Физкультура и спорт все-таки многофункциональное, многоотраслевое направление. Если все сосредоточить в одном законе, он станет декларативным и не будет работать. РГ - Значит, некоторые позиции должны перейти из закона о спорте в другие нормативные акты? Гильмутдинов - Да, именно к такому выводу мы пришли в ходе Рабочей группы. Закон получается цельным. По возможности он вбирает все направления, но, еще раз подчеркну, с учетом существования иных законодательных норм, базовых законов, где физкультура и спорт должны присутствовать. Если нет, то мы будем этого добиваться. Депутатами и сенаторами уже внесена поправка, касающаяся статуса спортсмена, в Трудовой кодекс РФ. До этого ни в одном законодательном документе этот статус не был определен. Теперь же договорные отношения, ситуация перехода спортсмена из одного общества в другое будут предметом регулирования ТК, а не ФЗ о спорте. Также внесен законопроект, где кроме олимпийских чемпионов право получать пенсию в размере 250 процентов должно появиться и у чемпионов мира. РГ - По каким еще вопросам возникло недопонимание? Гильмутдинов - По вопросам, связанным с разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Много говорят о том, что в законе необходима статья об освобождении от налогов учреждений физической культуры и спорта. Но ведь в этом случае мы вторгаемся в чужое юридическое поле. Этот вопрос даже не всегда находится в компетенции Налогового кодекса, потому что ряд налогов отдан на места. Местные органы власти имеют право применять коэффициенты или вообще освобождать от уплаты налогов, в данном случае на землю, часть налога на имущество. РГ - Но наверняка были и полезные поправки? Гильмутдинов - Безусловно, были и такие. Например, к статье о спортивных федерациях. Вначале в законе о спорте был прописан только пункт о создании нового, вертикального, механизма формирования спортивных федераций: на местном уровне, на уровне субъекта, на общероссийском уровне. Позже в законе также появились четко прописанные и расширенные права и обязанности спортивных федераций, был определен порядок перехода на новую систему, который постепенно пройдет в течение двух лет. РГ - К слову об общественных организациях, к которым кроме спортивных федераций относятся и ОКР. Представители ОКР были недовольны, что в законе им отведено слишком мало места. Гильмутдинов - В первоначальном варианте закона об ОКР говорилось в одной статье с параолимпийским, сурдолимпийским комитетами и специальными олимпиадами. Теперь мы их разделили, так как сочли необходимым усилить позиции олимпийского движения. Мы расписали функции и полномочия ОКР. Защитили все его права, которые даны МОКом. Мы вообще очень внимательно относимся к любым замечаниям. Если в них есть какая-то разумная мысль, но она, допустим, не очень правильно сформулирована, то просим авторов доработать, внести поправку. То есть стараемся довести ее до ума. Например, как это было с тренерами, которые являются одними из главных действующих лиц закона. Совет Федерации внес поправку в понятийный аппарат: кто такой тренер, чем он занимается. Потом в течение трех-четырех рабочих групп вносили соответствующие поправки в пункт о спортивном паспорте. В нем появилось положение о тренере спортсмена. Мы также попытались учесть финансовую составляющую, то есть те средства, которые пойдут на создание, ведение документа, определить полномочия региональных органов власти. РГ - Что ждет законопроект дальше? Гильмутдинов - По итогам рабочей группы формируется мнение, которое доводится до сведения Комитета ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи. На заседании комитет рассматривает поправки и решает: принять - не принять. Далее текст с учетом поправок согласуется со всеми заинтересованными сторонами. Потом вносится на рассмотрение пленарного заседания Госдумы. Пока сроки второго чтения не определены. Но у нас в планах стоит весенняя сессия. Очень надеюсь, что в июне месяце этот законопроект будет-таки принят. Это самое главное, потому что третье чтение - уже чисто технический элемент. С рассмотрением в Совете Федерации тоже проблем быть не должно. Ведь мы работали в тесном взаимодействии с сенаторами. Их представители присутствовали на каждой рабочей группе, внесли много дельных поправок, которые усиливают закон. Это наш совместный труд. Из Совета Федерации законопроект направят президенту.
|